четверг, 26 мая 2016 г.

Идол. Король невежественных.


Те, кто только восхищается могут спокойно игнорировать эту статью. Она уже давно 
была у меня в архиве и всё никак не доходила до неё очередь. Это очень хлёсткая и 
даже, я бы сказала, безжалостная, критическая статья,  вышедшая в журнале 
"Der Spiegel / Зеркало"  в октябре 1994 года перед его Турне, проходившим в то время. 
Тур Челентано прошёл тогда по городам Италии, Германии и Швейцарии и как раз в 
Германии был  принят не очень удачно. 

Его раскритиковали  во многих СМИ именно так жёстко, как это умеют делать немцы. 
Хочу только добавить, что критика здесь действительно зубастая и за словом в карман 
не лезет, а если и лезет, то вытаскивает самые ядовитые эпитеты и сравнения. 
Поэтому не удивляйтесь никаким словесным "оборотам". Подобный способ критики 
здесь норма и относится ровно к ЛЮБОМУ, начиная от канцлерин Меркель и заканчивая 
каждым певцом, актёром, публичным человеком, кто попадает под подобный обстрел. Считается, что критика должна быть злой, так чтобы каждый кто стремиться "отвести 
душу" мог бы найти в  ней подтверждения своих несбыточных, жестоких  мыслей.  

Иногда переводить тексты с немецкого, как не парадоксально, мне сложнее, чем с итальянского ( языка, который я знаю плохо и далеко не так, как немецкий ). Видимо 
потому, что хочется максимально передать сложные выражения, переводимость 
дословно которых на русский почти не реальна, а приблизительно по смыслу не 
хочется. Я стараюсь максимально близко передать настроение, но можете поверить, 
на немецком  это всё звучит ещё жестче. 

В скобках я привожу почти дословные варианты выражений, даже если они кажутся нелепыми....То, что сам автор заносит в скобки остаётся белым цветом.



Итак  Челентано, в одном из самых читаемых журналах, не пожалели и "пожурили" 
по полной....




Он пел классические уличные песенки и шлягерный мусор. Он оказывался в 
постеле ( укладывался  вместе ) как с могущественными, так же с 
эмансипированными  женщинами. Мачо Адриано Челентано, через 15 лет 
снова в Турне. 




12 декабря 1987 года ему удался его Супер приём -" Я за мир". Он сказал по телевизору,
что если Вы тоже за мир, то выключите на пять минут ваши телевизионные аппараты
и через долю секунды третья часть из 12 миллионов телезрителей выключила их, а через
пять минут включила снова. Это был не Сильвио Берлускони, кому удался этот
волшебный фокус, а тот кого Берлускони-владелец каналов РАИ   принял на работу,
и кто показал ему свои великолепные лошадиные зубы - Адриано Челентано.

Как ему это удалось ? О причинах его 35-летнего успеха ломают голову специалисты в
области аналитики: Несущественные фильмы, среднего качества музыка, манерность типичного мачо. Его смехотворные пластинки ( в тексте курам на смех ) зашельмованные
как "нагромождение кича". Атрибуты его оценок всегда одни и те же с ссылкой на
"хрипатый голос"... "лошадиное ржание" и " лёгкое брюшко в комбинации со
значительной потерей волос". Музыкальные издания, так же как эксперты в области
кино, не замечают его с единственной рецензией  в его адрес - не удовлетворительно.

Тем не менее, постоянно высмеянный в фельетонах, полулист берёт новый разбег.
Quel Punto..- "Эта точка". Так называется его новый хит, а так же его новый диск
вышедший точнёхонько к его новому турне, осуществлённому впервые за 15 лет.
В первую субботу октября он вышел на футбольный стадион  Cava dei Tirreni для
естественно триумфального возвращения, которое все ожидали. Хотя Карьерре Делла
Сера злословила, что 56-летний Челентано " немного заржавел", его фэны тем не
менее, оплатившие 90 марок за билет, не давали сбить себя с толку. Они встречали
с ликованием хриплое *Квель-канто Мастера, в его привычной манере.

(* прим. здесь игра слов . Квель/Quäl-нем.замученное, терзаемое, утомительное, 
пытающее..  Канто, переделанное от слова бельканто. Бель - красивое, 
бельканто- красивое пение. )

Новый диск наступает с однообразным грохотанием поезда. К этому присоединяется постепенно механический ритм ударных инструментов, шипящий паром котлован,
хрюкающее звучание трубы и на всё это сверху ложится, по старой схеме похотливых
песен, несравнимый ни с чем скрипящий голос Челентано. Певец носит теперь охотно обтягивающие брюки и помятую, тёмную шляпу. У него красная гитара и он говорит, изображая из себя твоего приятеля: "Я один из вас !". Эта поза с желанием " подъехать"
к тебе ( навязаться, набиваться в друзья ) тем не менее обманчива. Его новый продукт
в Италии опять спровоцировал дикий скандал. Челентано - католический мачо с социалистическими приступами ( припадками ) нагло наехал ( по-хамски) в своём
"Quel Punto" на однополую любовь и аборты. Он плакал о "вечной женственности" ,
стонал о " колыбели жизни"..." не за себя, а за своих друзей. Что будет с нами если
Вы ( женщины ) начнёте любить друг друга без разбору? Я плачу за тех, кто никогда
 не увидит свет"...

"Он видит в женщинах явно недочеловеков" предполагает Габриэлла Бертозо из
ассоциации лесбиянок, а Франко Гриллини из ассоциации геев добавляет:" У него
точно есть проблема с его не выявленной гомосексуальность. Мой совет - Он должен
наконец попробовать сделать это с одним из своих апостолов ( друзей, последователей ).
Это пойдёт ему на пользу (сделает ему хорошо)  и спасёт нас от его вечных проповедей".

В спорах о текстах Челентано есть уже некая традиция. До сих пор не понятно, его фантастические промахи и ошибки происходят по чистой наивности, обходя обычное человеческое понимание или это строго скалькулированное действие, направленное на
шум и дальнейший успех. В любом случае, шумит в средствах массовой информации Челентано уже давно. С тех самых пор  когда он, сын южно-апулийских эмигрантов,
нашёл себя в 1957 году, соединив силу Рок-н-ролла, итальянскую чувственность и
комизм Джерри Льюиса.

Маленькая роль в " Сладкой жизни" на которую ангажировал его Федерико Фелинни
состояла в общем-то в выходе певца рок-н-ролла, озадачившего Марчелло Мастроянни,
в той же степени, как и Аниту Экберг. С непроницаемым лицом игрока в покер,
презентовал Челентано свой микс музыкальной революции и театральной комедии. "Ventiquattromila baci", "Preghero", "Azzurro", "Una festa sui prati", "Svalutation"-
даже у тех, кто не мастер в итальянском, при первых звуках тут же обнаруживается
знание пары строчек и они выдыхают знакомые выражения. Адриано Челентано
может  всё: Танго, Рок-н-ролл, Техно, Свинг ( джазовая музыка), народные песни,
сентиментальный кич, хип-хор и даже пение  с альпийским хором.. Рэп в конце
концов! ( "Prisencolinensinainciusol" он выдал уже в 1972 году, ставшим первым
рэпом  в истории ).

Он поёт с прохладной  ( крутой ) самоочевидностью, соблазняя даже людей с
музыкальным вкусом, подпевать ему беззвучно, через сомкнутые губы " Адзурро".
Как и Элвис Пресли он не боится ошибиться  и чем сильнее он оступается, тем
симпатичнее становится для своих "клиентов". Фильмы, которые он давно снимает
по своим собственным условиям, начиная с 1964 года, функционируют по схожим
принципам - Ты улыбаешься  и прощаешь всё. То, что его никто не принимает
серьёзно лежит прежде всего в  гандикапе (прим.лидерство на предыдущих этапах)
Джерри  Льюиса. Юмор очень ясного, незамысловатого сорта, " рот до ушей "
берущий своё  начало ещё с родословной Фернанделя, искусство минимального
проявления актёрского мастерства. Кто смеётся над Челентано, смеётся над его
нелепыми ужимками, мужеству с юмором относиться к своему уродству и его
грандиозной способностью представить, с особым шиком, ничего особенного,
как давно знакомые нам номера  скоморохов.

На экране, как и на сцене Челентано считается олицетворением якобы итальянской непосредственности и противоречивости. После фильма "Кто украл сахар у обезьяны"
( прим. под таким названием в немецком прокате шёл фильм "Безумно влюблённый" ),
когда стало известно о афере между ним и итальянской актрисой Орнеллой Мути, он
публично просит прощение у своей жены и его троих детей. Даже борьба между
классами в случае с Челентано происходит как буффонада: Гордость за своё
пролетарское происхождение ничуть не мешает ему хвастаться ( рисоваться )
шикарным поместьем в районе озера Комо, где он обосновался со своим "кланом"-
огромной "мужской  командой поддержки" и финансовой компании а-ля Синатра и
Элвис Пресли, со ста пятьюдесятью служащими и работниками.

Популярность " Короля невежд" ( согласно названию диска, как он сам себя именует )
не идёт на спад. На вершину своей славы он взобрался в 1987 и 1988 году, когда каждую неделю выходила серия его шоу" Фантастика" и за которую он кассировал баснословные
4, 5 миллиона долларов. Это кстати оправдало себя, так как каждый вечер итальянской субботы превращался в Фестиваль Челентано. Он говорил о Боге и мире, боролся
против атомной энергии и загрязнения окружающей среды, позволил  сообщить
известной актрисе о подробностях изнасилования на всю аудиторию, просил избирателей накануне референдума о том, чтобы на избирательных бюллютенях, в дополнение к
обычному выбору, они написали "Охота против любви". От субботы  к субботе
работники РАИ дрожали от страха перед предстоящими штрафами и судебными разбирательствами, опасаясь уголовной ответственности, а так же ярости
Берлускони  от падения его ретинга.

"Телевизионный гуру" .."Представитель коллективного разочарования" (по мнению
газеты "Республика" ) становился краткосрочной надеждой на прогрессивные
изменения. Когда он-практикующий католик выступал против легализации абортов,
заявив что теперь будет можно просто "убить любого ребёнка, не обязательно
нерождённого, ибо какая разница между нерождённым и рождённым ребёнком "
от него дистанцировались даже итальянские левые и засыпали проклятиями -
"Пример неприкрытой пропаганды" или " Циничный культ звезды, использующей
любую возможность увеличения своих шансов на успех".

Чемпион мира по *лавированию он остаётся в подвешенном состоянии до
сегодняшнего  дня

( *прим. в оригинальном тексте здесь применяется словосочетание Eiertanz, где  
Eier-яйца и  tanz-танец. Трудно переводимое  на русской язык словосочетание, но 
абсолютно точно обозначающее очень щекотливое положение, где необходимо 
действовать с особой осторожностью, дословно  танцевать (жонглировать) 
собственными яйцами . По-моему аналогов выражения в русском языке нет. 
Если только "ходьба по лезвию бритвы" может приблизительно описать такую 
"ситуацию"........очень отдалённо ))) 

Сейчас в 1994 году он жалуется на "гибель, упадок женственности" и затем тут же
пытается исправить, дополняя, с нежнейшим  как детский подгузник опровержением
самого себя:  "Поймите меня правильно. Я вижу женщину не только как мать,
возлюбленную или ангела у плиты". Интересно как же ещё ?

Острое безденежье очевидно вернуло его на сцену. Comeback артиста приведёт так же
в ноябре месяце его в Германию. Речь о его семи миллионах д.марк долга. Он сам при
этом лукаво называет другую причину : " Моя самая  любимая игрушка - это музыка!"
и тот кто слушает его последний диск почти готов ему поверить. Челентано играет беззаботного Recycler (переработчика, человека возвращающего в оборот нечто снова)
он перерабатывает свои ранние песни, сочетая  мягкое бормотание J. J. Cale с шармом небритого Дина Мартина, имитирует джаз, смазывает жиром и нагло  использует мелодичность  как хочет. Немного французского, немного немецкого...
( *Я лулбу тэбя, подомуждо ты заставляежь меня смея-д-ца )..Тоже не плохо.

( *прим. Здесь автор пытается передать как грубо поёт Челентано по-немецки.  ))) 

Этот мужчина имеет несколько "комплексов": "Я обаятельный ! Тот, кто обаятельный
выглядит красивее. Нужно верить в себя!". Предположительно, что именно этой наглости Челентано обязан своим успехом. Душевные стремления его поклонников в отношении
к своему Идолу, состоят так же в принятии противоречий - с одной стороны восхищаться собой, а с другой не принимать себя всерьёз и немного подшучивать над своими недостатками.

Когда-то публицист Эрих Куби написал о нём:" Если бы он хотел, то мог бы завтра организовать политическую партию и выступать в парламенте". Всё же очарование Невежественного Короля  видимо ещё не  достаточно для этого. Адриано Челентано
пока только поёт, а большие номера остаются  в политике за его давним противником
Сильвио Берлускони.


42-ой номер 1994 года.


Текст с небольшими  фотографиями  в PDF формате 

( будет перенесено в раздел" Критика" ) 

4 комментария:

  1. Класс! Прочитала с удовольствием. Критика, достойная Короля.
    Обратите внимание, его сравнивают, или упоминают только в связи с очень известными людьми планеты. И тут же автор удивляется - и за что его все-таки любят.
    (Я и сама удивляюсь)

    ОтветитьУдалить
  2. Да ! Действительно не плохо :). Хоть местами автор и переходит на личность-потеря волос, лошадиные зубы, природное уродство ( с чем трудно согласиться )тем не менее по прочтении складывается ощущение, что всё-таки критик симпатизирует Челентано и даже немножко восхищается его способностью всё перевести себе на пользу. Вполне даже завидный портрет для мужчины, не обращающего особого внимания ни на кого и делающего своё дело, вызывающего зависть и оторопь от некоторых поступков, способность сделать то о чём другие и не мечтают. Например поводить за нос Берлускони или миллионы слушателей. Единственный в своём роде, беспримерный, уникальный ..:)

    ОтветитьУдалить
  3. Чудесная реклама. Как раз пред турне. Хочешь, не хочешь, а побежишь на концерт.
    Автор - виртуоз. Учитывая звездную избалованность европейской публики, только такая статья и нужна была.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. + 10...Действительно ! Так может и не вспомнили бы, а тут так расхвалить. Человек описывается, как чемпион мира по особому виду танца ))), мастер выживанияя + Квель-канто конечно тоже отлично придумано. Пойдёшь посмотреть на такое чудо ))) Да нет..без шуток. У меня не сложилось впечатление, что автор хотел как-то унизить или обидеть, скорее похвалить на свой критический арт. Мог бы написать - лошадиные зубы. Нет он пишет ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ лошадиные зубы и.т.д. Дьявол в деталях, как всегда :)

      Удалить

Поделитесь своим мнением.Это очень интересно !